top of page
Фото автораmedia_display_odessa

Медиафасады: от коммерческой необходимости к новой форме искусства в архитектуре

По всему миру уже давно используются фасадные конструкции, которые служат для привлечения внимания. Своим размером, яркостью и цветовыми решениями они стремятся выделиться на фоне ночного городского пейзажа. Некоторые удачные решения настолько органично вписываются в облик здания, что по сути становятся его неотъемлемой частью, которая раскрывает миру его миссию. Такие инсталляции уже не вписываются только в понятие рекламы, они затрагивают архитектуру.

Таймс Сквер в Нью Йорке уже давно прочно ассоциируется с медиа фасадами

Термин медиафасад обычно сразу ассоциируется с огромными наружными светодиодными экранами, иллюминацией и анимированной уличной рекламой. Такие города как Нью-Йорк, Лас Вегас и Гонг Конг традиционно считаются флагманами в сфере медиа архитектуры.

Медиа фасады в Лас Вегасе давно уже превратились из рекламы в неотъемлемую часть имиджа города

Фасад здания, как таковой, исчезает и превращается в оно обширное рекламное пространство для коммуникации и трансляции информации. По мере того, как на город опускаются сумерки само здание как бы смещается на второй план и служит лишь фоном для шоу света и огней, которое собирает на себя всё внимание.

Медиафасады способны вызвать целую гамму эмоций, от ощущения ритма большого города до раздражения от чрезмерного обилия света и цвета.

Кроме того, они служат для привлечения туристов и могут выступать как Поп Арт объект.

Современная архитектура приходит к все более широкому использованию медиафасадов в качестве составляющей общего стиля здания.

То, что раньше крепилось на стену после постройки, зачастую как нелепое пятно, теперь становится неотъемлемой частью дизайна, появился даже такой специальный термин при визуализации — «медиатекстура».

Давайте подробнее остановимся на самых значимых проектах, идеях и их воплощении.

Медиафасад с механической поверхностью

Механический медиа экран

Внешние LED экраны и подсветка в целом изменяют привычное трёхмерное восприятие недвижимого объекта.

Металлические пластины соединяются с сенсорами и пневмоэлементми

Первый интерактивный медиафасад представлял из себя механический экран и был продуктом совместной работы команды специалистов в области архитектуры, компьютерного программирования, инженеров и математиков.

Определённо, именно пространственные изменения восприятия, которые вызваны сменой изображений на поверхности, сделали эту разработку столь революционной.

Конструкция этого наружного дисплея представляла собой отражающие металлические пластины, которые приводились в движение пневматическим механизмом и реагировали в режиме реального времени на поступающий электронный сигнал.

Механический медиа экран способен менять привычное восприятие пространства

Сенсоры получают и отправляют импульсы из окружающей среды, которые потом поступают на матричные роторы, связанные с металлическими пластинами. Перемещения зрителей транслируются в режиме реального времени на дисплей и трансформируется в детализированное, выразительное, естественное движение.

Сенсоры реагируют на движения зрителей, вызывая плавное колебание пластин

Медиафасад Института Арабского Мира в Париже

Институт Арабского Мира, расположенный в Париже (архитектор — Жан Нувель) известен своим механическим медиафасадом, который интегрирован в конструкцию здания.

Институт Арабского Мира, Париж, Франция

Фасад состоит из множества окошек, в которые встроены жалюзи, схожим образом с затвором фотоаппарата.

Сложная конструкция стен образует орнамент на фасаде здания

Створки жалюзи реагируют на интенсивность солнечного света, таким образом регулируя освещение внутри здания. Видимые механизмы и дизайн створок соединяются в рисунок орнамента, который изменяется при воздействии солнечного света.

Светочувствительные затворы встроены в каждую ячейку

Проекторы в системе медиафасадов

В противоположность механическим медиафасадам, поверхность которых сенсорная и изменяющаяся, проекторы формируют запрограммированное изображение, проецируемое на поверхность. Существует две основные категории проекций: фронтальная и реверсивная . Фронтальная проекция может быть использована на различных поверхностях, в идеале конечно, на хорошо подсвечиваемых. Реверсивная проекция требует специальных прозрачных экранов, изготовленных к примеру, из стекла или акрила.

Анимированные компьютерные изображения на наружных LED экранах медафасадов

Медиа технологии всегда развиваются с огромной скоростью, и технические новинки сегодняшнего дня завтра уже массовое явление.

Случается, что продукты, которые предполагалось использовать, успевают устареть за время планирования. Основная особенность дизайна медиа поверхностей заключается в том, что требуется не только высокотехнологичные решения, но и инновационное и творческое применение, превращающее медиа элементы в часть архитектуры.

Медиафасад торгового центра Iluma в Сингапуре

Фасад Iluma имеет текстуру, состоящую из белых кристаллов, что представляется противоположностью высоко натуралистичным изображениям на наружных LED экранах.

Кристаллическая поверхность фасада Iluma

Это было сделано нарочно, с целью избежать впечатления обычных внешних рекламных экранов с высоким разрешением. Realities:united создали дизайн при помощи светодиодных элементов медиафасада с низким разрешением, но художественным содержанием. По замыслу сама форма пикселя несет эстетическое послание, не только ночью, но и при дневном освещении. Абстрактные динамические световые паттерны привлекают внимание, увеличивая количество посетителей.

Светодиодные элементы в форме кристаллов

Яркость оформления здания выделяет его из окружающего пейзажа и делает заметным даже на большом расстоянии, что позволяет использовать его при ориентировке по городу. Форма кристаллов, кроме того, вызывает ассоциации с бриллиантами, что подчеркивает имидж торгового центра высокого уровня.

В некоторых европейских городах, художественное содержание контента медиафасада, как у здания Iluma, является серьезным аргументом при согласовании строительства. С недавнего времени власти городов стремятся минимизировать или вовсе избежать использование наружных LED экранов для рекламы, во имя сохранения облика города и безопасности на дорогах.

Другими словами, если владельцы здания предложат художественную концепцию медиафасада, это значительно повысит их шансы на утверждение проекта.

Интересно, как будет происходить регуляция применения медиафасадов, если световая поверхность будет разработана, как неотъемлемая и перманентная часть конструкции здания, что изменяет процесс согласования или, вообще, будет классифицироваться как часть интерьера, например, как шторы или жалюзи, что не требует отдельного согласования.

Для фасада Iluma были спроектированы пластиковые элементы в форме кристаллов, которые собраны вместе по принципу мозаики. За этой конструкцией располагается сетка LED ламп.

Фасад здания Iluma демонстрирует, что хотя и изображения или текст требуют системную матрицу, но в то же время пиксельные элементы могут иметь любую геометрическую форму. Эта находка представляет широкие возможности для дизайна.

Использование сразу нескольких архитектурных трендов лежит в основе эстетической привлекательности здания Iluma. Возвращение к орнаменту, Ретро гламур Лас Вегаса семидесятых годов, в сочетании компьютерно управляемой подсветкой на основе LED технологий превращают здание Alumna в мерцающий кристалл.

Студия «Realities united», которая работала над проектом Iluma, безусловно, передовик в сфере необычных архитектурных решений, поэтому придется остановиться еще на двух их проектах, не лишенных духа инновации.

Медиафасад Музея Современного Искусства (Friendly Alien) в Граце, Австрия

Музей Современного Искусства, находящийся в австрийском Граце — пример слияния медиа контента и светодиодных технологий в единый художественный образ.

​Музей Современного Искусства, Грац, Австрия

Амбициозный проект светопрозрачной оболочки здания, которая могла бы транслировать происходящее внутри, натолкнулся на бюджетные ограничения, кроме того, не вписывался в требования по удобству использования.

Архитектурные решения этого проекта вызвали немало споров среди специалистов

Спецификации выставочной зоны требовали конструкцию из двойного покрытия, с несколькими отверстиями в нижнем слое, что сводило на нет прозрачность стеклянного слоя, находящегося сверху. В то время еще новая LED технология была слишком дорога.

В результате была разработана и установлена световая LED инсталляция, которая значительно изменила вид верхнего слоя.

Обычные круглые флуоресцентные трубки, установленные в промежуточном пространстве за медиафасадом сложились в результате в 930 гигантских световых элементов. Тогда архитекторы сообразили, что внешним видом, уже казалось бы несовременных флуоресцентных трубок, можно легко управлять, и оболочка здания превратилась в экран.

Флуоресцентные трубки прикреплены к фасаду здания

Таким образом изначальная цель была достигнута, и художники разработали специальные новые световые программы для показа. Сейчас здание транслирует искусство при помощи абстрактных изображений.

​Широкая цветовая палитра позволяет создавать разнообразное настроение

Тим Эдлер, один из архитекторов музея, говорит, что использование флуоресцентных трубок вызывает даже какое-то приятное чувство ностальгии, а современные LED медиафасады все равно быстро устареют.

Проект был отмечен наградой в категории «анимационная архитектура» на Биеннале Медиа Архитектуры в 2012 году.

571 просмотр0 комментариев
bottom of page